И. М. Порудоминский – Половые расстройства у мужчин

 

Порудоминский Илья Миронович. Уролог, доктор медицинских наук (1936), профессор (1936), один из основателей и первых руководителей кожно-венерологических диспансеров в СССР.

Выдержка из параграфа “Ненормальные отправления половой деятельности”, главы 2, книги “Половые расстройства у мужчин”, издательство “Медгиз”, 1957 г.

За находку спасибо Arch Enemy. Конкретно по онанизму  в нижнем сегменте.

Ненормальные отправления половой деятельности

Среди причин, вызывающих половые расстройства, весьма важными являются половые излишества, прерванный половой акт, неудовлетворенное половое возбуждение и онанизм.

Половые излишества. Вопрос о роли половых излишеств в этиологии полового бессилия сам по себе не вызывает сомнений. Разногласия вызывает лишь вопрос о том, что следует понимать под половыми излишествами.

Известно, что половая способность, ее интенсивность и характер индивидуально колеблются в широких пределах и зависят от физического и нервно-психического состояния человека, темперамента и интенсивности полового влечения, возраста, профессии, образа жизни и ряда других факторов.

«Надо думать, — пишет А. Г. Иванов-Смоленский, — что тонус, зарядка полового центра (и его кортикальных надстроек) изменяются не только от сексуального режима, присущего данному индивидууму и в значительной мере детерминируемого внешними условиями (экономическое и социальное положение, воспитание, особенности партнера и т. п.), не только от возраста и состояния физического здоровья, но зависят также и от конституциональных фенотипических особенностей („сексуальный возбудимый тип”)».

Отсюда ясно, как трудно установить в отношении частоты половых сношений какую-либо общепринятую норму. Не удивительно поэтому, что мнения авторов о том, какое количество половых актов следует считать нормальным, чрезвычайно разноречивы.

В то время как одни (Роледер, Фюрбрингер и др.) считают нормой для человека, находящегося в активном в половом отношении возрасте, от одного до трех половых сношений в неделю, другие (П. Орловский) находят безвредными ежедневные однократные половые сношения.

Б. Н. Хольцов, хотя и считает близкими к норме 2—4 сношения в неделю, тем не менее указывает, что допустимы без вреда для здоровья ежедневные и даже неоднократные половые сношения, если это диктуется действительной потребностью и если после половых сношений не наступает слабости, чувства разбитости и умственной вялости.

Следует, однако, указать, что ежедневные повторные половые сношения большей частью имеют место отнюдь не в силу потребности, а вследствие искусственных психических и механических раздражений. Поэтому ежедневные, а тем более повторные половые сношения, практикуемые в течение длительного времени или систематически в отдельные периоды с короткими перерывами между ними, обычно вредно отражаются на потенции.

Половые излишества приводят спинальные центры эрекции и эякуляции в состояние длительного чрезмерного раздражения, проявляющегося в частой и быстро наступающей эрекции и преждевременной эякуляции.

После этого раньше или позже наступает функциональное истощение сначала эрекционного, а затем и эякуляционного центра, характеризующееся ослаблением эрекции, вплоть до полного ее исчезновения. Этому способствуют также местные изменения, которые могут возникать в половых органах (задняя уретра, семенной бугорок и предстательная железа) в результате половых излишеств.

Известно, что во время эрекции тонус сосудов, участвующих в этом акте, падает, в результате чего происходит наполнение кавернозных тел полового члена кровью. После эякуляции тонус сосудов рефлекторно восстанавливается вновь.

Однако при частых половых сношениях с короткими перерывами между ними прежний тонус сосудов не восстанавливается, что ведет к длительной застойной гиперемии в половых органах.

Кроме того, после эякуляции для освобождения кавернозных пространств от переполнившей их крови необходимо энергичное сокращение мышц полового аппарата.

При чрезмерно частых половых сношениях мышцы полового аппарата недостаточно отдыхают, что способствует ослаблению их сократительной способности. В результате после эякуляции половой член недостаточно опорожняется от венозной крови, что опять-таки вызывает застойную гиперемию, особенно выраженную в задней уретре и семенном бугорке — месте оттока крови после эякуляции (А. И. Васильев, П. Орловский и др.).

Застойная гиперемия ведет к серозному пропитыванию тканей, а затем к мелкоклеточной инфильтрации и развитию хронического воспалительного процесса.

Все это обусловливает длительное раздражение периферических нервных окончаний, заложенных в задней уретре, семенном бугорке и предстательной железе. Передаваясь в спинальные половые центры, в свою очередь это раздражение приводит их в состояние патологического возбуждения.

Нет надобности доказывать, что длительные чрезмерно частые половые сношения, несомненно, оказывают вредное влияние на общее состояние организма и на нервную систему.

Раздражительность, быстрая утомляемость, плохой сон, угнетенное состояние и др. если не всегда, то далеко не редко наблюдаются у больных, обращающихся врачу с теми или иными расстройствами на почве половых излишеств.

Эти болезненные явления еще больше угнетают и подавляют половую функцию — факт, имеющий большое значение при построении плана лечения.

Не лишне еще раз напомнить, что половые излишества являются одной из причин, приводящих корковые сексуальные механизмы в состояние длительного патологического возбуждения, и способствующих возникновению половой неврастении.

Вместе с тем следует указать, что патогенное значение половых излишеств заключается прежде всего в чрезмерной нагрузке и больших требованиях, предъявляемых к спинальным половым центрам. Непосредственное влияние половых излишеств на половые органы и кортикальные сексуальные надстройки менее выражено.

Прерванный половой акт (coitus interruptus) играет в этиологии полового бессилия, несомненно, более значительную роль, чем половые излишества, т. е. чем нормальные, но слишком частые половые сношения.

Подавляющее большинство клиницистов (А. И. Васильев, Н. А. Михайлов, П. Орловский, Р. М. Фронштейн, Л. Я. Якобзон и др.) придает большое значение прерванному половому акту как фактору, способному вызвать патологические изменения в половых органах и как следствие этого половое бессилие.

Действительно, при длительном практиковании прерванного полового сношения вследствие нарушения нормального хода рефлекторного акта еще в большей степени, чем при половых излишествах, ослабляется тонус кровеносных сосудов полового аппарата, что ведет к расстройствам кровообращения с последующим развитием воспалительных изменений в предстательной железе, задней уретре и семенном бугорке.

Этому в значительной мере способствует также неполное опорожнение от крови кавернозных пространств после эякуляции в результате менее энергичного сокращения мышц полового аппарата, чем при нормальном сношении.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что прекращение полового акта перед самым началом эякуляции резко нарушает нормальное течение процесса возбуждения рефлекторных центров в спинном мозгу, достигшего высшей степени интенсивности.

Это приводит к тому, что раздражение половых центров, сравнительно быстро исчезающее после нормального сношения, продолжается после прерванного полового акта дольше.

Этому способствует и большая длительность полового акта, обусловленная тормозящим влиянием, оказываемым на половые центры вмешательством психики и самоконтролем в целях предупреждения эякуляции.

Все это вызывает чрезмерное отягощение спинальных половых центров. Частое повторение такого извращенного полового акта приводит к преждевременному функциональному истощению этих центров и к возникновению полового бессилия.

До этого возможна стадия повышенного возбуждения центров эрекции и эякуляции, сопровождающаяся преждевременным семяизвержением.

Обращает на себя внимание тот факт, что у многий больных импотенцией на почве прерванных половых сношений отсутствуют при тщательном обследовании объективные изменения со стороны половых органов.

С другой стороны, нередко у лиц, практикующих прерванные половые сношения, наблюдаются явления простатита и колликулита, но отсутствуют половые расстройства.

Очевидно, половое бессилие, возникающее в результате прерванных половых сношений, зависит прежде всего от их вредного влияния на центральную нервную систему, в особенности на спинальные центры эрекции и эякуляции.

Однако если обнаруживаемые у ряда таких больных изменения в половом аппарате и не являются всегда основной причиной импотенции, то они рефлекторным путем поддерживают спинальные половые центры в состоянии патологического возбуждения и тем самым усложняют картину заболевания.

С ними поэтому необходимо считаться при построении плана лечения.

Неудовлетворенное половое возбуждение (irritatio frustrana) также является одной из причин половых расстройств. Обычно оно имеет место у лиц, по тем или иным причинам вынужденных воздерживаться от половых сношений, и сопровождается длительными эрекциями без последующего полового акта и эякуляции.

Механизм развития половых расстройств при irritatio frustrana такой же, как и при прерванных половых сношениях: длительное чрезмерное возбуждение спинальных центров с последующим их функциональным истощением, с одной стороны, и анатомические изменения в половых органах — с другой.

Эти анатомические изменения вызываются длительным пребыванием сосудов полового аппарата в состоянии расширения с последующим ослаблением их тонуса, что влечет за собой нарушение кровообращения и дистрофические расстройства в половых органах.

Кроме того, неудовлетворенное половое возбуждение может привести к ослаблению или угасанию кортикальных условнорефлекторных механизмов.

«Если условный раздражитель хорошо, прочно выработанный будет применен несколько раз с промежутками в несколько минут один, не сопровождаемый безусловным раздражителем, то его действие быстро, но постепенно будет уменьшаться и, наконец, он сделается совершенно недействительным».

Преимущественное влияние неудовлетворенного полового возбуждения на центральную нервную или половую систему находится связи с рядом предрасполагающих моментов со стороны первой и второй.

Онанизм. Важным фактором в этиологии полового бессилия является онанизм. Казалось бы, что злоупотребление онанизмом по своему вредному влиянию на организм мало отличается от половых излишеств.

В действительности же имеется ряд особенностей, отличающих онанизм от нормального полового акта и усугубляющих его вредное влияние на нервную систему и половую функцию.

Отличие онанизма от обычного полового акта заключается прежде всего в том тяжелом влиянии, которое онанизм оказывает на психику и душевное состояние больного.

Этому способствует страх перед «роковыми» последствиями онанизма, значение которого в развитии импотенции значительно преувеличено среди населения, постоянная борьба между рассудком и влечением к этому пороку, раскаяние и угрызения совести, все время преследующие человека, предающегося мастурбации.

Вред онанизма заключается в чрезмерном злоупотреблении им вследствие большей доступности его по сравнению с половым актом.

Если повторение полового акта часто бывает невозможным в связи с исчезновением эрекции, то онанизм возможен при вялой или неполной эрекции.

Вред онанистических эксцессов усугубляется еще тем, что этому пороку нередко начинают предаваться в юном возрасте, иногда еще до полного созревания, что оказывает на организм и нервную систему более вредное влияние, чем половые излишества в период половой зрелости.

Важным является также и то, что при онанистическом акте эрекция и эякуляция вызываются преимущественно местными раздражениями.

Отсутствуют психические впечатления, зрительные, осязательные и другие сильные эмоции, эротически действующие при половых сношениях и передающиеся спинальиым рефлекторным центрам эрекции и эякуляции.

Поэтому спинальным центрам предъявляются значительно большие требования, чем при нормальном половом акте.

При злоупотреблении онанизмом эти центры поддерживаются в состоянии повышенного, патологического раздражения, за которым следует функциональное истощение, сопровождающееся ослаблением зрекции.

Онанистические эксцессы могут вызвать также ряд местных расстройств со стороны задней уретры, семенного бугорка и предстательной железы, что обусловливается стойким расширением сосудов и нарушением их тонуса.

В заключение следует сказать, что онанизм вреден тогда, когда ему предаются чрезмерно часто, по нескольку раз в сутки, в течение продолжительного времени. Умеренный онанизм, который часто наблюдается в юношеском возрасте, как правило, не оказывает вредного влияния на половые способности.

Половое бессилие, развивающееся на почве умеренного онанизма, зависит в основном от психических влияний, обусловленных страхом перед последствиями онанизма, чем отличается от бессилия, вызванного онанистическими эксцессами, которые приводят к истощению и дегенерации спинальных центров.

Значение онанизма как причины психической импотенции заключается еще в том, что когда им занимаются длительно, с ранних лет, происходит неправильное формирование условнорефлекторных надстроек сексуального характера.

В результате этого нормальные сексуальные раздражения, исходящие от женщины, являются для привычного мастурбанта недостаточным раздражителем и не вызывают у него полового возбуждения.